Кузмина Ольга Владимировна
ОБОУ СПО «Льговский медицинский колледж»
преподаватель
Современное образовательное учреждение — важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.
С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов — рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на молодежь.
Модернизация системы образования нацелена на формирование нового образовательного пространства. В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося.
Преподавание учебных дисциплин целесообразно строить на ряде общих принципов: гуманизации и гуманитаризации, которые напрямую связаны с воспитательным потенциалом предметов общеобразовательного цикла.
Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения обучающимися системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умении, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения обучающихся, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы этого цикла предоставляют образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт подростков, которые так необходимы в работе среднего медицинского звена. Осваивая общегуманитарные науки, обучающиеся получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет обучающимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно эмоциональное осмысление опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности, толерантности, гражданской позиции, патриотизма.
Воспитательный потенциал общеобразовательных дисциплин связан с задачами социальной адаптации обучающихся, с обеспечением их социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация обучающимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение студентов в деятельность органов ученического самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей. В процессе формирования у обучающихся физических, химических, биологических и экологических знаний необходим акцепт на воспитании эмоционально ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты.
Такие предметы как «Медицинская этика и деонтология», «Культурология» помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены па развитие у обучающихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание обучающихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Ролевые игры позволяют обучающимся на занятиях этого цикла глубже понять проблемы пациента, культуру общения между пациентом и медицинским работником, правильно оказывать психологическую помощь при различных заболеваниях. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство обучающихся с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам Цивилизации, к собственной национальной культуре.
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие обучающихся в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в колледже необходимых условии для занятий спортом — один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков. У нас в колледже работает волейбольная секция, где наши обучающиеся занимаются с особым удовольствием, устраивают соревнования. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику учебного заведения здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Пропагандируя здоровый образ жизни, в нашем колледже уже стало традицией проведение дня здоровья. Так же уже традиционным стало мероприятие, устраиваемое нашим колледжем совместно с центром здоровья «1 день без сигарет», когда обучающиеся совместно с медицинскими работниками проводят беседы с населением и меняют сигареты на конфеты.
Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, все вышеизложенное дает нам основание утверждать, что воспитание и развитие личности дает хорошие положительные результаты через преподавание общеобразовательных дисциплин.
Список использованной литературы:
1. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. -361 с.
2. Подласов И.П. «Педагогика» - М.: ВЛАДОС, 1999. – в 2-х томах. - 573 с.
3. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Высшая школа, 1991. – 265 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика – М.: Издательство: Академия, 2004. – 576 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.