Организацияучебно-исследовательской работы студентов Льговского медицинского колледжа
Методист Харпак Н. А.
Одной из главных задач учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания.
Доктриной среднего медицинского и фармацевтического образования в РФ в числе основных направлений развития обозначены такие, как:
•участие педагогических работников в научной деятельности;
•интеграция образования, науки и практического здравоохранения;
•поддержка различных форм студенческого творчества;
•развитие научных исследований, обеспечивающих решение важнейших проблем системы среднего медицинского образования.
В Льговском медицинском колледже серьёзное внимание уделяется организации научно-исследовательскойработы. Методическим кабинетом разработаны рекомендации по организации УИРС в колледжа и с учётом которых было составлено положение об УИРС.
Понятие УИРС включает два взаимосвязанных процесса:
•обучение студентов элементам и привитие навыков исследовательского труда;
•собственно научное исследование, которое студенты проводят под руководством преподавателя.
Согласно положению Министерства высшего и среднего специального образования в УИРС входят:
•работа студенческого научного кружка;
•учебно-исследовательскаяработа студентов.
УИРС является составной частью практических занятий и отражается в методических разработках к ней. Основными задачамиучебно-исследовательскойработы являются:
•обучение студентов навыкам теоретической и экспериментальной работы;
•ознакомление их с современными методами научного познания, техникой эксперимента в реальных условиях.
В медицинском колледже предметы учебного плана разделены на две группы:
1.гуманитарные и социально-экономические;
2.специальные дисциплины.
К первым относятся общественные науки, иностранные языки, информатика, математика и другие.
Для них определяющая форма УИРС:
•решение лабораторных задач;
•проведение на практических занятиях экспериментов с целью исследования;
•изготовление наглядных пособий.
Одной из форм УИРС этой группы являются рефераты, как средство организации самостоятельной работы студентов, изучение научной литературы, как средство обучения систематизировать, логично излагать и обобщать прочитанный материал.
Ко второй группе относятся общепрофессиональные дисциплины (анатомия, фармакология и др.), терапия, педиатрия, хирургия, инфекционные болезни т. д.
В процессе учебных исследований будущие специалисты пользуются приборами и оборудованием, применяют свои знания при решении конкретных задач, выполняют реальные научные исследования.
Учебный коллектив техникума ведёт активный поиск новых форм внедрения УИРС в различные формы подготовки специалистов. Это касается прежде всего прохождения студентами производственной практики, которая остается одним из уязвимых звеньев системы подготовки кадров. Именно в период практики будущие специалисты закрепляют теоретические знания, полученные в техникуме, путем непосредственного и активного участия в процессе медицинской практики в ЛПУ, овладевают навыками, манипуляциями, передовыми методиками труда медицинской сестры, фельдшера. Совместно с преподавателями студенты составляют подробный план проведения исследований, уточняют методики, знакомятся с литературой. Тематика исследований зависит от курса и профиля дисциплин.
Таким образом, УИРС во время производственной практики следует рассматривать как одно их перспективных направлений по более широкому привлечению студентов к научной работе. Мы стремимся, чтобыучебно-исследовательская работа будущих специалистов стала наиболее активной формой в познавательной деятельности, предметом особого внимания преподавательского коллектива, превратилась в неотъемлемый элемент обучения и воспитания.
Наиболее массовая форма УИРС — этоучебно-исследовательские кружки, функцией которых является выполнение научных исследований по определённой тематике во внеурочное время. Они представляют собой сравнительно небольшие коллективы, объединённые разработкой определённойучебно-исследовательской темы.
Работа кружков строится по типу проблемных групп, в задачу которых входит не только обсуждение творческих проблем, но и решение некоторых актуальных научных вопросов, проведение цикла исследований по одной из тем. В Льговском медицинском колледже каждый руководительучебно-исследовательскогокружка имеет журнал учёта работы (список членов кружка, план научной работы на год, учёт посещаемости заседаний кружка, протоколы заседаний, участие в научных конференциях, областныхсмотрах-конкурсах, опубликованные работы, поощрения, отчёт работы за год). Журнал заполняет секретарь кружка. Заседания проводятся в установленные часы и дни (1-разав месяц).
Учебно-исследовательскаянаправленность кружков требует чёткого планирования, чёткой координации деятельности руководителя и студенческой молодёжи. Результатом научной деятельности является представление студенческих научных докладов на научно-практическихконференциях разного уровня, которые являются отчетной формой работы кружков.
В Льговском медицинском колледже конференции по УИРС проводятся ежегодно в апреле. Лучшие работы принимают участие в областных конференциях ССУЗов Курской области проводимых в Курском базовом медицинском колледже ежегодно в мае.
Таким образом, участие студентов в научно-исследовательскойработе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий является в настоящее время эффективным путем преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в среднем профессиональном образовании и потребностями к развитию у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка и творческих способностей.
16 и 17 апреля 2014 года прошла очередная конференция УИРС на которой представлены работы по следующим темам:
Группа 1. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
• «Исследование интернет-зависимости студентов» (рук. Колупаева В. Н.);
• «Мнение студентов колледжа о здоровье и их отношении к своему здоровью» (рук. Харитонова Н. М.);
• «Кейнсианская модель экономики (философский аспект)» (рук. Кузьмина О. В.);
• «Влияние Интернет-сленга на речевую культуру современной молодежи» (рук. Головина Н. П.);
• «Влияет ли спорт студентов колледжа составляющей здорового образа жизни» (рук.Азарцов А. А.);
• «» (рук. Азарцова Л. А.);
• «Выявление и санация бактерионосителей патогенного стафилококка в лечебных учреждениях»(рук.Ситало Л. А.);
• «» (рук. Ветров В. Д.);
• «Фитотерапия. Лекарственные растения, влияющие на обмен веществ» (рук.Алыменкова В. Н.).
Группа 2. Специальные дисциплины.
• «Влияние длительного грудного вскармливания на болезни детей раннего возраста» (рук. Захарова Н. Г.);
• «Индивидуальная работа с больными бронхиальной астмой» (рук. Болдина Т. А.);
• «Речевая реабилитация больных с инсультом» (рук. Кролевецкий А. Л.);
• «Анализ работы медицинской сестры по хронометражу» (рук. Чернышова И. А.);
• «Стратегия по самообследованию гигиены рук» (рук. Карамышева Т. А.);
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_1
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_2
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_3
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_4
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_5
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_6
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_7
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_8
- конференция УИРС 2013-2014 уч. год_9